🔱Частичка Мексики на Фонтанке🔱
В одном из великолепных залов Шуваловского дворца, где расположился Музей Фаберже, в камерной атмосфере приглушенного света и тяжелых портьер прошла одна из самых необычных и популярных выставок мексиканской художницы Фриды Кало (1907-1954). На экспозиции были представлены 34 работы художницы, множество фотографий, запечатлевших ее жизнь, а так же национальные костюмы. Об известности мексиканки в России свидетельствовала очередь, начинавшаяся еще на улице и отсутствие свободного места в огромном зале, где и проходила выставка. Так что же вызвало такой живой интерес публики Петербурга? Попробуем разобраться.
Прежде всего стоит отметить, что основными темами работ Фриды, чей стиль обычно относят к сюрреализму, являются ее собственная жизнь, перенесенные тяготы и судьбы людей, оказавших большое влияние на художницу. Во многих ее картинах присутствует своеобразный оксюморон: пугающие, тяжелые образы написаны сочными, насыщенными оттенками. В цвета художница вкладывала особый смысл: зеленый - теплый, желтый - безумный, черный - "ничего", пурпурный - "старый", а кобальтовый означал для нее чистоту и любовь. Так работа "Солнце и жизнь" с первого взгляда радует зрителя теплыми оттенками и умиротворяющим светилом, однако позже зритель замечает слезу, пустые глазницы и жутковатые цветы с сердцевиной из органов детородной системы. Таким образом, художница изображает свою неспособность иметь детей, глубокое сожаление и скорбь.
Впервые Фрида взялась за кисти и холст, перенеся тяжелейшую аварию в возрасте восемнадцати лет. С детства страдающая полиомиелитом и не отличающаяся сильным здоровьем, в то время она и вовсе была прикована к больничной койке, но это не сломило уроженку Мексики, а, напротив, дало мощный толчок, направило к искусству. И что бы ни происходило в ее жизни, будь то перелом позвоночника ("Сломанная колонна"), выкидыш ("Больница Генри Форда") или многочисленные измены мужа, в том числе с сестрой Фриды ("Несколько царапин") сильная духом художница смогла все перенести и не только не сломаться, но и обнажить свою боль в картинах, показать ее миру. Думаю, именно поэтому в них столько искренности и целой гаммы чувств: разочарование, надежда, боль и любовь.
Современники описывали Фриду как женщину, без памяти влюбленную в жизнь, несмотря на постигшие ее катастрофы. И хотя ни на одном автопортрете она не улыбается, а ее губы плотно сжаты, лицо серьезно, во взгляде, наравне со скорбью, можно уловить и частичку теплоты. Значение здесь имеет и фон, детали костюма и окружения, так как олицетворяют чувства, переживаемые художницей в момент написания автопортрета.
На мой взгляд, Фрида Кало оставила после себя немалое наследие, своеобразный дневник живописи с отпечатком национальных традиций, к котором нашли отражения основные моменты биографии художницы.